Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время существует много различных точек зрения на такое понятие как профессиональное самоопределение. Данное понятие связано прежде всего с будущим выбором профессии субъекта. Исследователи определяют это как длительный процесс, который начинается с профессиональных намерений субъекта. Профессиональное самоопределение прежде всего подразумевает обретение индивидуальных смыслов в той, или иной профессиональной деятельности. В современной образовательной среде часто говорят о непрерывном профессиональном развитии субъекта, практически, в течение всей его жизни [12].
Под самоопределением в психологии понимают процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни. Это основной механизм обретения и проявления человеком свободы. Результатом самоопределения является осознание своих целей, жизненных планов, общественных требований и их сопоставление.
Очевидно, что абсолютно для каждого человека самым важном будет являться правильный выбор будущей профессии. Именно этот процесс будет определять весь дальнейший путь человека. В современной образовательной среде существует такое понятие как ранняя профориентация, и можно говорить о том, что с понятием существующих профессий дети знакомятся сегодня с раннего детства. Чем старше становится школьник, тем более явно он начинает тяготеть к тому, или иному виду профессиональной деятельности. Одни профессии ему нравятся, другие – нет и др. Чаще всего это касается старших подростков и обучающихся старшей школы.
Подростки не имеют социального опыта, чтобы объективно видеть все складывающиеся обстоятельства вокруг этой проблемы. Отсутствие подобного опыта можно компенсировать психологической защитой и сопровождением в области вопросов профессионального самоопределения. Важно отметить, что сегодня это направление деятельности чрезвычайно значимы в любой образовательной организации и много специалистов работают в этой области, классные руководители, педагоги-психологи и др.
Для старших школьников часто организуют всевозможные семинары и мастер-классы, проводят тренинги и тренинговые занятия и работают с социальными партнёрами в техникумах и колледжах, которые позволяют знакомить школьников с наиболее востребованными профессиями и специальностями.
Способов профессионального самоопределения школьников сегодня существует достаточно много. Здесь важно отметить то, что что результатом профессионального самоопределения старших подростков является не освоение конкретной профессиональной специализации, а готовность субъекта к получению выбранной профессии [7].
Существенный вклад в решение проблемы профессионального самоопределения внесли учёные Р.С. Немов, Н.С. Пряжников, Г.В. Резапкина и др. Здесь психолого – педагогическое сопровождение рассматривается как помощь в развитии личности и соответствующих личностных качеств. Соответствующее психолого-педагогическое сопровождение можно обозначить как систему профессиональной деятельности педагога-психолога, которая направлена на создание социально - психологических условий для успешного психологического развития субъекта.
Такого рода сопровождение является сложным и глубоким процессом, который должен учитывать личностно ориентированный подход к каждому ученику. В связи с этим у специалиста должен быть большой арсенал всевозможных методик и диагностик, которые позволили бы каждому ученику понять о том, какие именно у него склонности и способности преобладают. В данном случае педагог –психолог может предусматривать как групповые, так и индивидуальные формы работы. Для этого необходимо создание комфортных социально - психологических условий для успешного обучения и развития личности обучающихся.
В современной образовательной среде при профессиональном определении старших школьников часто используют всевозможные программы. Часто разрабатываются программы психологического развития подростка, в которых определены условия его успешного обучения и профессионального самоопределения.
Процесс обучения в образовательной организации выстраивается таким образом, чтобы подросток параллельно с основным образовательным процессом, подросток мог бы обучаться по какой-либо из программ, посвящённых профессиональному самоопределению и которая, несомненно учитывала бы все его психологические особенности и наклонности.
Достаточно важным аспектом является систематический мониторинг обучающегося школьника. Целью такого мониторинга будет являться продуктивность психолого-педагогического сопровождения по вопросам самоопределения подростка. Специалисту важно хорошо представлять динамику его психических изменений в той ситуации, когда он получает конкретную помощь при сопровождении. Именно для этого психолог использует всевозможные средства и методы психолого-педагогической диагностики.
Сегодня о психолого-педагогическом сопровождении школьников при профессиональном самоопределении часто говорят, как о сложившейся педагогической технологии. Подобных технологий существует много. В основе каждой из них лежит диагностика и разработка соответствующих сопровождающих развивающих программ. Психолого-педагогическое сопровождение школьников основного и старшего звена представляет собой конкретную помощь в профессиональной ориентации и профессиональном самоопределении [2].
1.2. Проблемы, возникающие при профессиональном самоопределении старшеклассников
Старшие подростки хорошо понимают, что такое выбор будущей профессии. Те школьники, которые уже знают, что продолжат свою учёбу в вузе, не имеют такого разброса во мнении, как те подростки, которые ещё с подобным выбором не определились. Большинство из них не имеют информации о том, на что он лично способен и чем бы хотел заниматься в дальнейшем.
Именно для этих целей и служит психолого-педагогическое сопровождение подростков при их самоопределении с выбором будущей профессии. Профессиональное самоопределение старших подростков может включать в себя несколько этапов. Условно их можно обозначить следующим образом:
1. Формирование профессиональных намерений.
2. Первоначальные ориентиры в сферах профессионального труда.
3. Профессиональное образование и обучение.
4. Профессиональная адаптация.
5. Самореализация в профессиональном труде.
Если в рамках психолого - педагогической службы и психолого -педагогического сопровождения подросткам удаётся помочь в этом направлении, то можно говорить о том, что данное направление в образовательной организации работает системно и комплексно [21].
Чтобы помочь подростку определиться с выбором будущей профессии, необходимо провести в этом направлении огромную профконсультационную и профориентационную работу. Можно с уверенностью сказать, что именно профконсультационная работа есть необходимая составляющая профессионального самоопределения подростков. В мире существует огромное множество профессий, и каждый человек в своё время стоит перед сложным выбором.
Очевидно, что разные виды труда требуют от каждого человека проявления различных личностных качеств и наклонностей. Не последнюю роль в этом случае играют способности подростка. У кого-то из них есть большая способность контактировать с людьми. Другой всегда умело обращается с животными и т.д. если подростку удаётся свои способности и наклонности каким-то образом увязать с содержанием своей будущей профессии – это для него большое благо.
Но так бывает далеко не всегда. От того, насколько правильно старшеклассник выберет жизненный путь, зависит его личное счастье и общественная ценность. В будущем, это удовлетворенность своей работой, здоровье, счастье и радость. Психолого-педагогическая служба образовательной организации при реализации данного направления, играет достаточно большую роль. Считается, что профессиональное консультирование – это вид помощи в выборе профессии.
Направлено профконсультирование на осмысление собственных физических, психологических возможностей, способностей субъектом и ознакомлением его с различными рынками труда. Здесь необходимо также ознакомить интересующегося субъекта со всеми теми требованиями, которые могут предъявляться со стороны медицинских требований к профессии
В рамках профконсультирования также могут быть рассмотрены списки профессионально важных качеств для конкретной профессии и с учетом различных противопоказаний. Очень важно, чтобы человек выбирал профессию, соответствующую его интересам и способностям. Разновидностью психологического консультирования является групповое психологическое консультирование. Можно сказать, что это форма консультативного и терапевтического воздействия.
Происходит терапевтическое взаимодействие между консультантом, их может быть несколько и группой клиентов, объединенных по определенным признакам и критериям. Обычно групповое консультирование проводят со следующими целями. Участников группы может объединять единая проблематика. С ними проводят диагностику, беседуют и изучают их запросы.
Чаще всего это осуществляется с целью личностного роста участников группы. Самоосознание, повешение самооценки, самокоррекция, рефлексия, всё это и многое другое можно осуществить на групповых консультациях для того, чтобы клиент мог использовать свой внутренний ресурс для решения возникших проблем. Главный принцип группового психологического консультирования – это «здесь и сейчас».
Участники не должны обсуждать какую-то прошлую ситуацию. Они должны высказывать и анализировать те чувства, которые они испытывают по отношению к этой ситуации сейчас, будучи такими, какие они есть в данный момент своей жизни. Часто происходит смешение понятий между групповой консультацией и тренингом. Тренинг – это групповое занятие по отработке конкретных определённых навыков участников.
Тренинг может включать в себя множество различных форм взаимодействия руководителя тренинга и его участников. Всё зависит от того, какие навыки должны быть отработаны в ходе тренинга. Считается, что психологическое консультирование – процесс кратковременный. Направлен он на решение локальной проблемы клиента, или клиентов, если их проблемы схожи. Тренинг – это метод активного обучения.
Технологий и методик психолого-педагогического сопровождения подростков в вопросах профессионального самоопределения сегодня достаточно много. Наиболее востребованные из них – это всевозможные психологические тренинги и тренинговые занятия, поскольку при этих методах работы возможно продуктивное осуществление с обратной связью от подростка.
Чрезвычайно востребованы различного вида консультации по вопросам профессиональной ориентации, где роль психолога очень велика. Психолог сам определяет, какими формами и методами общения с клиентом ему лучше воспользоваться в каждом конкретном случае.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абакумова, И. И. Смысловая сфера подростков: особенности развития в условиях включенного обучения [Текст]. - Москва: Кредо, 2016. - 115 с.
2. Арендачук, И. В. Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения и профессиональной ориентации учащихся [Текст]: для студентов психологических и педагогических специальностей / И. В. Арендачук. - Москва: Перо, 2015. - 149 с.
3. Арон, И.С. Методы психологического сопровождения профессионального самоопределения /Электронный журнал «Психологическая наука и образование»// https://psyjournals.ru/files/53602/psyedu_ru_2012_2_Aron.pdf (дата обращения: 28.02.24)
4. Богдановская И.М., Иконникова Г.Ю., Королева Н.Н. Роль современной информационно-коммуникативной среды в формировании идентичности и образа мира современных подростков [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Т. 7. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2015/n1/Bogdanovskaya_et_al.phtml (дата обращения: 28.02.24)
5. Гонина, О.О. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебное пособие. - Тверь: ТвГУ, 2015. – 324 с.
6. Здравомыслов, А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. – М.: Политиздат, 2010. – 221 с.
7. Трубникова, Н.И. Профессиональное самоопределение: проблемы готовности [Текст]: учебное пособие / Н. И. Трубникова, Е. П. Шабалина. - Бийск: АГГПУ им. В. М. Шукшина, 2016. - 89 с.
8. Шнейдер Л.Б. Тренинг профессиональной идентичности – М.: Изд-во: МПСИ, 2004. – 145 с.
9. Баринова К.К. Психолого-педагогическое сопровождение
безнадзорных обучающихся во внеурочной деятельности
[Электронный ресурс] /К.К. Баринова К.К, О. М. Мишагина //
Материалы VIII Международной студенческой электронной научной
конференции «Студенческий научный форум». 2017. URL:
http://www.scienceforum.ru/2017/2221/31094">www.scienceforum.ru/2017 (дата обращения: 28.02.24)
10. Булатова М.А. Представления педагогов о современных подростках
[Электронный ресурс] // Материалы VIII Международной студенческой
электронной научной конференции «Студенческий научный форум».
2017. http://www.scienceforum.ru/2017/2360/29611">www.scienceforum.ru/2017 (дата обращения: 28.02.24)
11. Кириленко И. Н. Прикладные аспекты реализации теоретических
подходов организационной психологии в образовательной практике
высшей школы [Электронный ресурс] // Прикладная психология и
психоанализ: электрон. науч. журн. 2013. No 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 28.02.24)
12. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения
[Текст]: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Е. А.
Климов. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
304 с.
13. Кретова, Н. А. Процесс профессионального самоопределения:
принципы, содержание [Текст] / Н. А. Кретова // Научные
исследования в образовании. - 2009. - No2. - С. 24-27
14. Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста: учебник для вузов / С. В. Молчанов. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 351 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-00488-5. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/489235 (дата обращения: 28.02.24)
15. Панина, С. В. Профессиональная ориентация: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. В. Панина, Т. А. Макаренко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 312 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-04799-8. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/493167 (дата обращения: 28.02.24)
16. Панина, С. В. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник и практикум для вузов / С. В. Панина, Т. А. Макаренко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 312 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-04267-2. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/449903 (дата обращения: 28.02.24)
17. Сафонова Л.Д. Особенности волевых качеств подростков
[Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов XXI столетия.
Гуманитарные науки: сб. Ст. По мат. XXXVIII междунар. Студ. Науч.-
практ. Конф.-No 1(38). Новосибирск: Изд.АНС «сибак». – 2016. – No
1(38). URL: http://www.sibac.info/archive/guman/1(16).pdf. (дата обращения: 28.02.24)
18. Сильченкова С.В. Формы и направления педагогического
сопровождения [Электронный ресурс] // Современные научные
исследования и инновации. - 2013. - URL:
http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27827 (дата обращения: 28.02.24)
19. Соловьева, А. В. Семья как фактор профессионального
самоопределения молодежи [Текст] / А. В. Соловьева // Журнал
научные исследования в образовании. – 2018. – С. 21-23.
20. Суслова В. В. Психолого-педагогической сопровождение в
формировании профессионального самоопределения школьников
[Электронный ресурс] // Материалы VI Международной студенческой
электронной научной конференции «Студенческий научный форум».- 2014. URL:http://www.scienceforum.ru/2014/671/4442">www.scienceforum.ru/2014/6 (дата обращения: 28.02.24)
21. Ульянова И. В. Особенности педагогического сопровождения
обучающихся в контексте различных педагогических подходов [Текст]
// Журнал современных проблем науки и образования. – 2015. – No 4. – С. 18-20.
22. Фомин, В.С. Профессиональная ориентация учащихся [Текст] / В.С. Фомин. – М.: ЮНИТИ – ДАНА. - 2016. – 558 с.
23. Шапкина С.А. Система работы по организации сопровождения
профессионального самоопределения обучающихся в образовательной
среде [Текст] / С.А, Шапкина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. Науч. Конф. (г. Уфа, ноябрь 2013
г.). - 2013. - С. 101-105.
24. Шаров А.А. Современное понимание термина «Психолого-
педагогическое сопровождение» и его трактовка в русле специального
образования [Электронный ресурс] // Психология, социология и
педагогика. - 2015. - No 11. URL:http://psychology.snauka.ru/2015/11/6080 (дата обращения: 28.02.24)
25. Шалаева, Г.П. Большая книга профессий для школьников [Текст] / Г.П. Шалаева. - 2015. – 242 с.